11.2012 С О Д Р У Ж Е С Т В О
Орган литературного объединения »Содружество» при библиотеке имени Горького. Константиновка. Донецкая область. Украина.
К Ч И Т А Т Е Л Ю
Сегодня удивить человека трудно. Поразить душу – тем более. Редко реакция на какое-то событие взволнует до бессонницы, растревожит, заставит вглядеться в себя, в окружающий мир, в тех, кого считаешь друзьями, кого любишь.
Всё чаще и чаще человек, эмоционально реагирующий на несправедливость, на жестокость, если они не направлены на него лично, воспринимается как несдержанный, слабый.
Романтика взаимоотношений ,говорят, умерла. Любовь перестала(многие считают) чувством, связующим души. Она унижена даже словесно, изобретён термин (не славянский явно) – заниматься любовью. Брезгливость этот термин вызывает сегодня в ком-нибудь? Отвечу уверенно: Вызывает.
Совсем недавно решила всмотреться внимательно, сердцем, в тех, кто уже сегодня должен бы положить сильные ладони на штурвал управления и собой, и семьёй, и страной. Так много сказано о «потерянном поколении». Так мало, полагаю, в сказанном правды.
Молодых носителей зла много? – Много. Носителей добра среди молодых много? – Много. Над чем показно рыдают те, кто теоретизирует на темы конца света, уничтожения морали, как компаса, помогающего молодым ориентироваться в трудных обстоятельствах сегодняшней реальности? Считают количество преступников. Орут о том, что всё жесточе становятся подростки в своей среде. Что Интернет пестрит тысячами «фильмов-ужасов», снятых при совершении преступлений.
О том, кто виноват и что делать, гадают ,спорят. Требуют от законодателей ужесточения мер наказания…
Выход ли это всё? На мой взгляд, не выход. Есть прописные истины, которые забыты многими. Вот одна из них: Ещё не родившись, человек или обречён на горе и беду, или становится избранным Богом ли, судьбою ли – безразлично . Кто вырасти может? –А кто угодно.
И Павлик Морозов, которого »дяди» оклеветали , и Чекатило, проклятый многими, но породивший последователей.
Смотрите: Страны бывшего Советского Союза пережили демографический кризис. Рождаемость снижалась, снижалась… Смертность росла, росла…
Начали «стимулировать» рождаемость. Разумный современный человек не машина, которая приходит в возбуждение и заболевает манией размножения, если ему предлагают деньги за умножение численности населения.. Даже в нищете он(нормальный!) понимает ответственность перед теми, кому может подарить жизнь. Такой ответственности нет, и не может быть, у деклассированных элементов. Не желающих и уже не умеющих работать, жить по-человечески. Они ,прознав о выплатах, начали плодиться. Родили. Получили деньги…избавились от младенца, или превратили его в животное. (Помните, девчушку, жившую в собачьей конуре, умевшую лаять, но не умевшую говорить?) Детей топят, режут, душат, убивают, заставив мучиться…Кто?-Чаще родители.
Оставшиеся в живых пополняют детские дома. Позже – (слава Богу, не всегда) - тюрьмы.
После войны Великой Отечественной столько сирот было! Да бездомных и обездоленных во сто крат меньше, посмотрите статистику, которой можно верить процентов на пятьдесят, наверное, не больше. И всё же…
Что делать? – Воспитывать детей в духе преклонения перед родителями (настоящими), сделать семью святыней (настоящей), во главу угла бытия можно и должно поставить те ценности, которые всегда были основой жизни славян:
Уважение к труженику (А не к хрипящему о «рюмке водки на столе»).
Не пропагандировать идею: Всё продаётся.
Не тратить силы...средства –тоже на конкурсы красоты, куда детей тянут с самого крохотного возраста.
Сделать эмоциональность (разумную) нормой в реакции на всё, что человека окружает.
Пьяниц и наркоманов, жалея, понуждать к лечению.(Государство тут должно сыграть первую скрипку.)
Рождение ребёнка сделать праздником.
А воспитание его здоровым и красивым душой – главной целью человека на земле.
Возможно ли это? В будущем? Отвечу: Уже сегодня 25 – 30 –летние живут, работая над собой, научаясь ценить добро. Трудясь, порой непосильно. В дружбе проявляют молодые самые высокие качества. Один пример, чтоб поверили: К куму члена литературного объединения пришло адское горе : Попал в аварию. Мама приехала, чтобы помочь сыну и…умерла. На земле у юноши кто остался? Жена, ребёнок, друзья. Юлия – друг настоящий. Позвали? Нет, сама поспешила на помощь. И материально, и морально она участвует в спасении растерявшегося в беде парня. Вот это – возвращение внуков к лучшим образцам морали, верности, человечности в предках. Поставлю здесь многоточие. Тема огромная. Я же только хотела остановить ваше внимание на ней, дорогой читатель.
Чтобы знали и помнили …
ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ХЛЕБНИКОВ
Его биография-пример поэтам и укор поэтическим дельцам
В.В.Маяковский
Имя Виктор достаточно рано было заменено поэтом на странное, загадочное -Велимир. По причине, известной только поэту .Ранний уход из жизни которого, будь человечество более благодарно Создателю, мог бы вызвать новую волну интереса к человеку, поверявшему (Шутя? Всерьёз?) поэтическое слово теорией… Лобачевского .Он же училья на физико математическом факультете в Казани. Продолжал изучать естественные науки в Петербурге, да отчислен был за невозможность оплачивать учёбу).
22 июня 2012 года исполнилось девяносто лет со времени, когда осиротела не только русская поэзия, но и душа русская.
Виктор Хлебников никогда не жаждал славы громкой. Никогда не стремился покорить читателя, слушателя его стихов тем, чем его товарищи по поэтическому цеху ввергали кого-то в транс, кого-то в серьёзные сомнения по поводу умственного благополучия поэтов. Совсем не так давно(если мыслить исторически) творчество В. Хлебникова пришло к читателю. И в то же время началась своеобразная «канонизация» Хлебникова, как поэта и художника, как мыслителя… для избранных.
Кто-то из почитателей его таланта до сих пор считает Хлебникова экспериментатором в языковой сфере.
Некоторые языковеды называют поэта создателем нового поэтического языка…
Большинство же не останавливается на «экспериментах», но ищут и находят(!) настоящего, гениального поэта даже в самых неожиданных звуковых (не только смысловых) связях слов им открывается то, что хотел поэт сказать.
Например, вот в таких строках:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмияльно!
О, рассмешищ надсмеяльных-смех усмейных
Смеячей!
О, иссмейся рассмеяльно смех надсмейных
Смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Это – пример попытки Хлебникова «найти, не разрывая корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое» ,-так он презентовал эти, и не только эти стихи свои. Из корня «смех» поэт создал ,не нарушая законов словообразования, с еле заметным намёком на смысл, стихотворение. Заметили? Сама идея поиска «камня» осуществлена красиво, но ,на наш взгляд, сам поэт понимал, что найти «волшебный камень поэзии» на сей раз ему не удалось.
А вот это стихотворение стало знаменитым, и мне хочется, чтобы читатели «Отражения» знали, что приводило в восторг современников Хлебникова, по крайней мере ,определённую часть, в восторг.
Стих «Бобэоби»,с ударением на втором «О» - воплощение «звукообраза»:
Бобэоби пелись губы.
Вээоми пелись взоры.
Пиээо пелись брови.
Лиэээй-пелся облик.
Гэи-гэи-гээо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило лицо(1908-1909)
Футурист Хлебников понимал ли, что и этот стих – алхимический опыт?
А строки, бывшие у многих на устах, читавшиеся слева направо и справа налево:
Кони, топот, инок,
Но не речь, а чёрен он.
Забавляет? Сделано умело? Но…зачем?
Значит, так надо было, чтобы мудрый, строгий, талантливый человек, мучаясь одиночеством духовным, однажды смог произнести:
Мне много ль надо?
Коврига хлеба
И капля молока,
Да это небо,
Да эти облака!
В «Лесной тоске» поэт не кричит, не говорит, шепчет:
Беру в свидетели потомство
И отдалённую звезду.
Это Виктор Хлебников, размышляя о судьбах поэтического слова, скажет: Я не хочу, чтобы русское искусство шло впереди толпы самоубийц.(«Учитель и ученик»1912).
Оценивая место Хлебникова на поэтическом Олимпе послереволюционной России, Владимир Маяковский писал:
Поэтическая слава Хлебникова неизмеримо меньше его значения. Всего из сотни читавших-пятьдесят называли его просто графоманом, сорок читали его для удовольствия и удивлялись, почему из этого ничего не получается, и только десять…знали и любили этого Колумба новых поэтических материков…Хлебников –не поэт для потребителей, его нельзя читать.(?-С.Т.) Хлебников –поэт для производителей. Биография Хлебникова равна его блестящим словесным построениям…у Хлебникова…бессребреничество принимало характер настоящего подвижничества, мученичества за поэтическую идею.
Чтобы понять эти размышления, нужно знать Маяковского – всего, с его мятежом, с его тоской, с его попытками сбрасывать с корабля революции тех и то, что казалось поэту отжившим, старым, тормозящим развитие и страны, и народа, и искусства.
«Школы Хлебникова соловьиный стон», - как сказала Марина Ивановна Цветаева, берёт в полон и душу ,и разум ,и сердце. Вот поэт утверждает:
Когда кони умирают – дышат,
Когда умирают травы- сохнут,
Когда умирают солнца – они гаснут,
Когда умирают люди - поют песни.
Простые слова, а вы почувствовали, как сердце сжалось? Как ему, сердцу вашему, больно от той грусти, которая в звуке каждом этого маленького стихотворения, »выдаёт» печаль автора…
Не знаю, как вы, а я, выписываю в особую тетрадь всё, что хочется иметь «при себе» постоянно. Почему? Да просто бывает абсолютное совпадение чувств, мыслей…обстоятельств ,и это делает какие –то строки необходимыми для жизнеобеспечения бытия души. Вот несколько таких »присвоенных» стихотворных признаний Хлебникова (из моей тетради):
Их жизнь жестока, как выстрел,
Счёт денег их мысли убыстрил,
Чтоб слышать напев торгашей,
Приделана пара ушей. (Из «Сегодня Машук, как борзая»)
Ещё стих: И вьюга веет хлопьями,
И носятся бесшумно духи,
Я продырявлен копьями
Духовной голодухи…(«Всем»)
А вот ещё, послушайте:
Сегодня снова я пойду
Туда, на жизнь, на торг, на рынок,
И войско песен поведу
С прибоем рынка в поединок.(1914-стих без названия).
Увлеклась. Останавливаюсь. Думаю, что поэт, о котором я разговор начала, позовёт вас к себе. И вы поймёте, как же много дал наш народ миру гениев. И как же небрежно, как плохие наследники к наследству, относимся мы к Божьему подарку! Редкие из нас помнят, что и Поэта, и Бога, дар ему принёсшего, в благодарных молитвах каждый, живой сердцем и разумом поминать ОБЯЗАН!
Ответственный за проект: Оратовская Т.В.
Компьютерный дизайн: Бондаренко И.Л.
Редактор: С.Турчина.
Орган литературного объединения »Содружество» при библиотеке имени Горького. Константиновка. Донецкая область. Украина.
К Ч И Т А Т Е Л Ю
Сегодня удивить человека трудно. Поразить душу – тем более. Редко реакция на какое-то событие взволнует до бессонницы, растревожит, заставит вглядеться в себя, в окружающий мир, в тех, кого считаешь друзьями, кого любишь.
Всё чаще и чаще человек, эмоционально реагирующий на несправедливость, на жестокость, если они не направлены на него лично, воспринимается как несдержанный, слабый.
Романтика взаимоотношений ,говорят, умерла. Любовь перестала(многие считают) чувством, связующим души. Она унижена даже словесно, изобретён термин (не славянский явно) – заниматься любовью. Брезгливость этот термин вызывает сегодня в ком-нибудь? Отвечу уверенно: Вызывает.
Совсем недавно решила всмотреться внимательно, сердцем, в тех, кто уже сегодня должен бы положить сильные ладони на штурвал управления и собой, и семьёй, и страной. Так много сказано о «потерянном поколении». Так мало, полагаю, в сказанном правды.
Молодых носителей зла много? – Много. Носителей добра среди молодых много? – Много. Над чем показно рыдают те, кто теоретизирует на темы конца света, уничтожения морали, как компаса, помогающего молодым ориентироваться в трудных обстоятельствах сегодняшней реальности? Считают количество преступников. Орут о том, что всё жесточе становятся подростки в своей среде. Что Интернет пестрит тысячами «фильмов-ужасов», снятых при совершении преступлений.
О том, кто виноват и что делать, гадают ,спорят. Требуют от законодателей ужесточения мер наказания…
Выход ли это всё? На мой взгляд, не выход. Есть прописные истины, которые забыты многими. Вот одна из них: Ещё не родившись, человек или обречён на горе и беду, или становится избранным Богом ли, судьбою ли – безразлично . Кто вырасти может? –А кто угодно.
И Павлик Морозов, которого »дяди» оклеветали , и Чекатило, проклятый многими, но породивший последователей.
Смотрите: Страны бывшего Советского Союза пережили демографический кризис. Рождаемость снижалась, снижалась… Смертность росла, росла…
Начали «стимулировать» рождаемость. Разумный современный человек не машина, которая приходит в возбуждение и заболевает манией размножения, если ему предлагают деньги за умножение численности населения.. Даже в нищете он(нормальный!) понимает ответственность перед теми, кому может подарить жизнь. Такой ответственности нет, и не может быть, у деклассированных элементов. Не желающих и уже не умеющих работать, жить по-человечески. Они ,прознав о выплатах, начали плодиться. Родили. Получили деньги…избавились от младенца, или превратили его в животное. (Помните, девчушку, жившую в собачьей конуре, умевшую лаять, но не умевшую говорить?) Детей топят, режут, душат, убивают, заставив мучиться…Кто?-Чаще родители.
Оставшиеся в живых пополняют детские дома. Позже – (слава Богу, не всегда) - тюрьмы.
После войны Великой Отечественной столько сирот было! Да бездомных и обездоленных во сто крат меньше, посмотрите статистику, которой можно верить процентов на пятьдесят, наверное, не больше. И всё же…
Что делать? – Воспитывать детей в духе преклонения перед родителями (настоящими), сделать семью святыней (настоящей), во главу угла бытия можно и должно поставить те ценности, которые всегда были основой жизни славян:
Уважение к труженику (А не к хрипящему о «рюмке водки на столе»).
Не пропагандировать идею: Всё продаётся.
Не тратить силы...средства –тоже на конкурсы красоты, куда детей тянут с самого крохотного возраста.
Сделать эмоциональность (разумную) нормой в реакции на всё, что человека окружает.
Пьяниц и наркоманов, жалея, понуждать к лечению.(Государство тут должно сыграть первую скрипку.)
Рождение ребёнка сделать праздником.
А воспитание его здоровым и красивым душой – главной целью человека на земле.
Возможно ли это? В будущем? Отвечу: Уже сегодня 25 – 30 –летние живут, работая над собой, научаясь ценить добро. Трудясь, порой непосильно. В дружбе проявляют молодые самые высокие качества. Один пример, чтоб поверили: К куму члена литературного объединения пришло адское горе : Попал в аварию. Мама приехала, чтобы помочь сыну и…умерла. На земле у юноши кто остался? Жена, ребёнок, друзья. Юлия – друг настоящий. Позвали? Нет, сама поспешила на помощь. И материально, и морально она участвует в спасении растерявшегося в беде парня. Вот это – возвращение внуков к лучшим образцам морали, верности, человечности в предках. Поставлю здесь многоточие. Тема огромная. Я же только хотела остановить ваше внимание на ней, дорогой читатель.
Чтобы знали и помнили …
ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ХЛЕБНИКОВ
Его биография-пример поэтам и укор поэтическим дельцам
В.В.Маяковский
Имя Виктор достаточно рано было заменено поэтом на странное, загадочное -Велимир. По причине, известной только поэту .Ранний уход из жизни которого, будь человечество более благодарно Создателю, мог бы вызвать новую волну интереса к человеку, поверявшему (Шутя? Всерьёз?) поэтическое слово теорией… Лобачевского .Он же училья на физико математическом факультете в Казани. Продолжал изучать естественные науки в Петербурге, да отчислен был за невозможность оплачивать учёбу).
22 июня 2012 года исполнилось девяносто лет со времени, когда осиротела не только русская поэзия, но и душа русская.
Виктор Хлебников никогда не жаждал славы громкой. Никогда не стремился покорить читателя, слушателя его стихов тем, чем его товарищи по поэтическому цеху ввергали кого-то в транс, кого-то в серьёзные сомнения по поводу умственного благополучия поэтов. Совсем не так давно(если мыслить исторически) творчество В. Хлебникова пришло к читателю. И в то же время началась своеобразная «канонизация» Хлебникова, как поэта и художника, как мыслителя… для избранных.
Кто-то из почитателей его таланта до сих пор считает Хлебникова экспериментатором в языковой сфере.
Некоторые языковеды называют поэта создателем нового поэтического языка…
Большинство же не останавливается на «экспериментах», но ищут и находят(!) настоящего, гениального поэта даже в самых неожиданных звуковых (не только смысловых) связях слов им открывается то, что хотел поэт сказать.
Например, вот в таких строках:
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмияльно!
О, рассмешищ надсмеяльных-смех усмейных
Смеячей!
О, иссмейся рассмеяльно смех надсмейных
Смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Это – пример попытки Хлебникова «найти, не разрывая корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое» ,-так он презентовал эти, и не только эти стихи свои. Из корня «смех» поэт создал ,не нарушая законов словообразования, с еле заметным намёком на смысл, стихотворение. Заметили? Сама идея поиска «камня» осуществлена красиво, но ,на наш взгляд, сам поэт понимал, что найти «волшебный камень поэзии» на сей раз ему не удалось.
А вот это стихотворение стало знаменитым, и мне хочется, чтобы читатели «Отражения» знали, что приводило в восторг современников Хлебникова, по крайней мере ,определённую часть, в восторг.
Стих «Бобэоби»,с ударением на втором «О» - воплощение «звукообраза»:
Бобэоби пелись губы.
Вээоми пелись взоры.
Пиээо пелись брови.
Лиэээй-пелся облик.
Гэи-гэи-гээо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило лицо(1908-1909)
Футурист Хлебников понимал ли, что и этот стих – алхимический опыт?
А строки, бывшие у многих на устах, читавшиеся слева направо и справа налево:
Кони, топот, инок,
Но не речь, а чёрен он.
Забавляет? Сделано умело? Но…зачем?
Значит, так надо было, чтобы мудрый, строгий, талантливый человек, мучаясь одиночеством духовным, однажды смог произнести:
Мне много ль надо?
Коврига хлеба
И капля молока,
Да это небо,
Да эти облака!
В «Лесной тоске» поэт не кричит, не говорит, шепчет:
Беру в свидетели потомство
И отдалённую звезду.
Это Виктор Хлебников, размышляя о судьбах поэтического слова, скажет: Я не хочу, чтобы русское искусство шло впереди толпы самоубийц.(«Учитель и ученик»1912).
Оценивая место Хлебникова на поэтическом Олимпе послереволюционной России, Владимир Маяковский писал:
Поэтическая слава Хлебникова неизмеримо меньше его значения. Всего из сотни читавших-пятьдесят называли его просто графоманом, сорок читали его для удовольствия и удивлялись, почему из этого ничего не получается, и только десять…знали и любили этого Колумба новых поэтических материков…Хлебников –не поэт для потребителей, его нельзя читать.(?-С.Т.) Хлебников –поэт для производителей. Биография Хлебникова равна его блестящим словесным построениям…у Хлебникова…бессребреничество принимало характер настоящего подвижничества, мученичества за поэтическую идею.
Чтобы понять эти размышления, нужно знать Маяковского – всего, с его мятежом, с его тоской, с его попытками сбрасывать с корабля революции тех и то, что казалось поэту отжившим, старым, тормозящим развитие и страны, и народа, и искусства.
«Школы Хлебникова соловьиный стон», - как сказала Марина Ивановна Цветаева, берёт в полон и душу ,и разум ,и сердце. Вот поэт утверждает:
Когда кони умирают – дышат,
Когда умирают травы- сохнут,
Когда умирают солнца – они гаснут,
Когда умирают люди - поют песни.
Простые слова, а вы почувствовали, как сердце сжалось? Как ему, сердцу вашему, больно от той грусти, которая в звуке каждом этого маленького стихотворения, »выдаёт» печаль автора…
Не знаю, как вы, а я, выписываю в особую тетрадь всё, что хочется иметь «при себе» постоянно. Почему? Да просто бывает абсолютное совпадение чувств, мыслей…обстоятельств ,и это делает какие –то строки необходимыми для жизнеобеспечения бытия души. Вот несколько таких »присвоенных» стихотворных признаний Хлебникова (из моей тетради):
Их жизнь жестока, как выстрел,
Счёт денег их мысли убыстрил,
Чтоб слышать напев торгашей,
Приделана пара ушей. (Из «Сегодня Машук, как борзая»)
Ещё стих: И вьюга веет хлопьями,
И носятся бесшумно духи,
Я продырявлен копьями
Духовной голодухи…(«Всем»)
А вот ещё, послушайте:
Сегодня снова я пойду
Туда, на жизнь, на торг, на рынок,
И войско песен поведу
С прибоем рынка в поединок.(1914-стих без названия).
Увлеклась. Останавливаюсь. Думаю, что поэт, о котором я разговор начала, позовёт вас к себе. И вы поймёте, как же много дал наш народ миру гениев. И как же небрежно, как плохие наследники к наследству, относимся мы к Божьему подарку! Редкие из нас помнят, что и Поэта, и Бога, дар ему принёсшего, в благодарных молитвах каждый, живой сердцем и разумом поминать ОБЯЗАН!
Ответственный за проект: Оратовская Т.В.
Компьютерный дизайн: Бондаренко И.Л.
Редактор: С.Турчина.