12.2012 С О Д Р У Ж Е С Т В О
Орган литературного объединения «Содружество» при библиотеке имени Горького. Константиновка. Донецкая область. Украина.
К ЧИТАТЕЛЮ
Далеко не все имеют возможность читать выходящий ежемесячно литературно-публицистический листок «Возрождение», орган литературного объединения «Содружество» и инициативной группы по реализации проекта «Наш город – наш дом». Вашему вниманию предлагается последний выпуск «Возрождения». Чтобы мы вместе смогли поразмышлять над проблемами, о которых говорит автор публикации.
Первая встреча в новом году дарит надежды и вселяет тревогу: Удалось ли нам, авторам и исполнителям проекта «Наш город - наш дом» достучаться до сердец ваших, дорогие читатели. О разном говорили мы с вами. И о любви к городу, и о культуре горожан, и о воспитании детей наших… О многом говорили, всё не перечислишь, экономя пространство нашего скромного детища - литературно-публицистического листка «Возрождение».
Кто получает его? Кто читает? Какая реакция, если она есть, на то, что, так или иначе, касается всех и каждого? К сожалению, инициативная группа не имеет сведений о своих читателях. Вот в новом году, мы надеемся, они, сведения, появятся. Жаркие споры, желание присоединиться к группе энтузиастов, очевидно, в 2013 году станут реальностью.
Сегодня, после нескольких дней отдыха, нескольких нелёгких, (хочется верить для немногих) праздников, начинаются будни. На Рождество природа принарядила наш город. В белом, как невеста, Константиновка просто неотразима. Согласитесь.
А я о другой красоте хочу с вами поговорить: О благодарности. О чувстве, которое и в Библии почитается одним из самых высоких чувств человеческих. Многим известно, что благодарность проявляется по - разному, если вообще проявляется. Самое простое – человек, принимая в дар помощь ли, средства ли материальные, подарки ли какие-нибудь, произносит слово СПАСИБО.И спрятанный смысл в этом слове, очевидно, всем известен: Спаси вас Бог! Вот как просто и как трогательно, правда?
Надо признать, что с потерей большинства требований социалистической морали, люди(не все!) утратили и чувство благодарности. Да, Библия учит не помнить о собственном благодеянии. Ну и не надо помнить благодетелю о том, что он для людей сделал: защитил кого-то, накормил голодного, обогрел вниманием одинокого…Главное, чтобы облагодетельствованный умел ценить то, что для него делает, часто чужой, человек, не ожидая никаких знаков признательности. Мудрые считают даже, что благодарить должен не берущий, но дающий. Ну да этот уровень культуры общения у нас ещё впереди. Я как-то задавала вопрос: Всегда ли дети благодарят родителей после ужина или обеда? Всегда ли, пусть мысленно, благодарят Бога за хлеб насущный? Ученики благодарят ли любимого учителя за помощь, за любовь к работе, за то, как старательно пытается он, учитель, передать детям и знания, и любовь к книге, и основы общечеловеческой морали?
Когда я слышу уже раздражающее моё аскетическое сердце шаблонное: «Спасибо вам за то, что вы есть»,- начинаю тосковать. Благодарность, на мой взгляд – прежде всего - выражается в поступке. И не надо слов. Поступок откровенен, искренен, честен. Мне поэты нашего литературного объединения, (почти все, выпустившие в свет свои первые книги и дарившие их всем желающим прочесть их стихи) жаловались: Почти никто не выразил благодарность за подарок. Не рассказал о впечатлении, произведённом, или не произведённом, стихами на сердце читательское. Ох, да что уж о молодых, о себе, седой и старой, скажу: Несколько лет назад подарила я свои два томика прозы и стихов неглупому, »жаждавшему» иметь мои книги, человеку. Прошло достаточно много времени. (Лет!)Реакции на подарок никакой. Спрашиваю, смущаясь, стыдясь: Читали хоть что-то из моих книг? Ответ был потрясающе откровенен и…безжалостен: Нет, ничего не читала. Вас очень любит мой сосед, выпросил у меня книги. Говорил о них…
Я отклики на книги свои получала и получаю из многих городов и сёл бывшей нашей общей Родины. Но не из Константиновки. Грустно? Мне очень грустно. Но я-то человек пожилой ,и отсутствие реакции для меня кричащая реакция. А как объяснить молодым, так жаждущим знать, что же думают об их творчестве земляки!
Трудно ли быть благодарным? Для кого-то ,возможно, трудно. А ведь есть и такие, кто считает, что осчастливил дающего, приняв, как должное, дар, пусть самый скромный! А в само слово вслушайтесь: БЛАГОДАРИТЬ! То есть, дарить благо! Другому. Ближнему и дальнему, Господу и МАМЕ, и ОТЦУ! Дарить благо словом …Давайте этому учиться, дорогие константиновцы! Начнем в эти дни, когда рождение Сына Божьего согревает души живые! Очень время подходящее для духовного взросления. Пусть вам сопутствует и в этом успех, понимание и…благодарность. С.Т.
Стихи «Рождественская ночь» родились именно в ночь Рождения Сына Божьего. На улице стреляли, кричали, пели…Праздновали. А в душе прозвучали вот эти, совсем не весёлые, строки:
Рождественская ночь под пьяные салюты
Молитв не дождалась? Под звон колоколов
Мороз сердился и…не становился лютым,
Жалея грешный мир, где мыслящих голов
К рассвету не сыскать : Кто спит, а кто гарцует
На сборищах, где грех, конечно, правит бал…
Рождественская ночь Распятого целует,
О, сколько ж тысяч раз Сын Божий погибал
И гибнет вновь и вновь в сердцах погасшей черни,
Не знающей, зачем родился Иисус…
Грустил последний луч надежды…Так вечерний
Плач колокольный вдруг срывает с бледных уст:
Не знают, что творят.
Прости их, Боже Правый! С.Т.
Берегите друг друга, берегите наш город, как то, что передадим мы детям свои, как бесценное наследство!
ЧТОБЫ ЗНАЛИ И ПОМНИЛИ...
А Р И А Д Н А С Е Р Г Е Е В Н А Э Ф Р О Н
1912-1975
Шестилетней дочери писала Марина Ивановна Цветаева вот эти строки:
Были мы - помни об этом в будущем, верно, лихом!
Я твоим первым поэтом, ты – моим лучшим стихом.
И ещё: Мать с дочерью идём, две странницы,
Чернь чёрная навстречу чванится,
Быть может – вздох от нас останется,
А может – Бог на нас оглянется.
Все, кто общался в годы революции с Мариной Ивановной, в начале двадцатого года, в Москве, хорошо запомнили худенькую длинноногую девочку с огромными глазами необычайной голубизны, смотревшую с недетской серьёзностью и на мир, и на людей.
Очи – два пустынных озера,
Два господних откровения…
Это тоже – Марина Ивановна о своей дочери.
Они везде появлялись вместе – и во Дворце Искусств на литературных вечерах, где читали стихи Бальмонт, Блок, Цветаева, и в Мансуровской студии, и в гостях, и в квартире Бальмонта, который писал: Две эти поэтические души, мать и дочь, более похожие на двух сестёр, являли из себя самое трогательное видение полной отрешённости от действительности и вольной жизни среди грёз,- при условиях, при которых другие только стонут, болеют и умирают…Это были две подвижницы, и, глядя на них, я не раз ощущал вновь в себе силу, которая вот уже погасла совсем…В голодные дни Марина, если у ней было шесть картофелин, приносила мне три».
Надо сказать, что приносила с молчаливого согласия маленькой Али, умевшей уже в семь лет делиться и едой, и тем, что почиталось в те времена богатством настоящим- участием, добротой, »дровами» из стульев и шкафов…И это было в те годы, когда крохотная сестрёнка Ирина, постоянной просила есть, потому что и действительно была голодна. В 1920 году дитя умерло от голода, не дожив до трёх лет.
В доме, где бы ни жили эти любящие друг друга души, прописывались горе, голод, страх за отца и мужа, Сергея Яковлевича Эфрона, который был офицером белой армии и пропал без вести.
Смерть Ирины, чувство вины в сердце Марины Ивановны, тоска по любимой сестре в крохотном ещё сердце Али, будто слили две жизни в одну.
Не знаю,- где ты и где я,
Те ж песни и те же заботы,
Такие с тобой друзья!
Такие с тобой сироты!
И так хорошо нам вдвоём-
Бездомным, бессонным и сирым…
Две птицы: чуть встанем- поём,
Две странницы: кормимся миром…
Аля рано научилась писать, читать, тонко чувствовать, рисовать, сочинять стихи. И, конечно же, часто посвящает их маме, и конечно же, часто её стихотворные опыты – о Марине Ивановне:
Спите, Марина,
Спите ,Морская Богиня,
Ваше лицо будет скрыто в небесных морях.
Юноши будут давать Вам обеты в церквах,
Звери со всех сторон мира
Будут реветь под цыганской звездою любви.
И ещё:
Не в гробе, а в гроте
Уснёте, Морская Богиня,
Море глубоко пророет чертоги для Вас.
А вот стихи «Ваша комната»
Пахнет Родиной и Розой,
Вечным дымом и стихами.
Из тумана сероглазый гений
Грустно в комнату глядит.
Тонкий перст его опущен
На старинный переплёт.
А над изголовьем грозным
Серебром сверкает – Ястреб,
Царь ночей.
»Сероглазый гений»- это папа Али. Эфрон Сергей Яковлевич…Ему посвящён стих «Серёжа». (Напоминаю, пишет ре – бё – но-к! Але семь лет!)
Это сердце скрывает всю грусть,
Трёхугольные брови тоскливы.
Тонкий палец прижатый к губам
Сторожит,- не придёт ли она
С героической розой в губах.
Эта роза растёт в страсти моря,
Глубина этой розы любовь.
В четыре года девочка знала наизусть стихи Шиллера, Жуковского, слушала пение цыганки Вари Паниной. Бальмонт писал об Але, что стихи её - «совершенно изумительные. Припоминаю сейчас одно, которое могло бы быть отмечено среди лучших японских троестрочий:
Корни сплелись
Ветви сплелись –
Лес Любви»
В 1923 году Марина Ивановна включила в свой сборник «Психея», вышедший в Берлине, двадцать стихов Али, озаглавив их »Стихи моей дочери» и отметив, что ей семь лет.
Не только поэтический талант был у дочери Марины Ивановны. В её дневнике, который она вела с раннего, очень раннего, детства, можно и сегодня прочесть (Слава Богу, сохранились, несмотря ни на что) такие характеристики Белого, Вячеслава Иванова, Бориса Полевого! Вполне взрослый анализ жестов, речи, взглядов, понимание того, что скрывает и первое, и второе, и третье…
Пространство газетного листа не даёт возможности подробно проследить творческий и человеческий путь Ариадны Сергеевны. О ней и её надо читать. Восхищаться стойкостью, талантом и верностью дочернему долгу.(Только благодаря Ариадне Сергеевне мир получил возможность читать стихи и прозу, дневники, размышления, переписку Марины Ивановны Цветаевой. Несмотря на чёткость написания букв, почерк Марины Ивановны понимали немногие Ариадна понимала ).
Сергей Яковлевич Эфрон и Аля рвались на Родину. Уехали.
В Париже остались Марина Ивановна и Георгий, сын Марины Ивановны и Сергея Яковлевича, подросток. Эмиграция не могла простить …Марине Ивановне «побег» в советскую Россию Эфрона. Началась абсолютная изоляция поэта. Не печатали, не было приглашений на литературные вечера…Голод. Нищета. Одиночество… »Здесь я не нужна, а в России невозможна»,-кажется, так выразила своё отношение к необходимости последовать за мужем и дочерью Марина Ивановна.
А время страшное в советской России. Аресты, расстрелы, скоропалительные суды, тюрьмы полны «врагов народа», цвет нации ссылается на Север, высылается (вывозится!) за рубеж.
Приезд Марины Ивановны стал для неё началом конца. Сергей Яковлевич расстрелян, семья не знает об этом. Сестра Анастасия в ссылке. Арестовывают Алю, ссылают. Гениальный поэт не находит в Москве жилья, Ей, которая, пела златоглавую столицу, по которой тосковала, которой, как Марина Ивановна говорила : Подарен семьёй Цветаевых Музей, несколько домов и богатейших библиотек, отказывали в работе, значит, в куске хлеба. В публикациях переводов стихов поэтов «братских народов» было спасение. Призрачное. Переводила Марина Ивановна медленно, делая часто из подобия стихов стихи настоящие. Плата за труд была нерегулярной и мизерной.
Конец мучений своих Марина Ивановна увидела в уходе из жизни. Ушла в Елабуге. Сын, после долгих мытарств, после бесчисленных унижений, призывается в штрафбат и гибнет в бою. Аля возвращается ,находит силы жить, так как она знала: Нужно собрать рукописи, »расшифровать», привести в порядок архив. И издать! Не изданное – пристроить в библиотеки, чтобы, когда настанет время, читатели, о которых мечтала Марина Ивановна, получили возможность читать её стихи.
Жизнь – подвиг. Иначе не скажешь. Ариадна Сергеевна сделала так много для всех, в ком души остались живыми, для потомков, то есть, для нас, так безмерно много,что нет слов, чтобы по достоинству можно было оценить сделанное.
2012 год мог бы быть годом дочерней верности, годом, посвящённым одной личности, одной дочери, дочери гениального поэта Марины Ивановны Цветаевой. Не случилось. Как не случается ныне многое, достойное гордости, уважения, стремления подражать.
Найдите, уважаемые читатели, всё, что написано Ариадной Сергеевной! И воспоминания её, и переписку с Пастернаком, с Борисом Полевым, с виднейшими людьми и того времени и нынешнего века, для нас, если мы не превратились (дал Бог) в непомнящих родства, не знающих, кто создавал и лелеял Истинную Литературу, Истинную Нравственность, Истинную красоту, ещё теплющиеся ,хочется верить,в большинстве из нас.
Ответственный за проект: Оратовская Т.В.
Компьютерный дизайн: Бондаренко И.Л.
Редактор: С.Турчина.
Орган литературного объединения «Содружество» при библиотеке имени Горького. Константиновка. Донецкая область. Украина.
К ЧИТАТЕЛЮ
Далеко не все имеют возможность читать выходящий ежемесячно литературно-публицистический листок «Возрождение», орган литературного объединения «Содружество» и инициативной группы по реализации проекта «Наш город – наш дом». Вашему вниманию предлагается последний выпуск «Возрождения». Чтобы мы вместе смогли поразмышлять над проблемами, о которых говорит автор публикации.
Первая встреча в новом году дарит надежды и вселяет тревогу: Удалось ли нам, авторам и исполнителям проекта «Наш город - наш дом» достучаться до сердец ваших, дорогие читатели. О разном говорили мы с вами. И о любви к городу, и о культуре горожан, и о воспитании детей наших… О многом говорили, всё не перечислишь, экономя пространство нашего скромного детища - литературно-публицистического листка «Возрождение».
Кто получает его? Кто читает? Какая реакция, если она есть, на то, что, так или иначе, касается всех и каждого? К сожалению, инициативная группа не имеет сведений о своих читателях. Вот в новом году, мы надеемся, они, сведения, появятся. Жаркие споры, желание присоединиться к группе энтузиастов, очевидно, в 2013 году станут реальностью.
Сегодня, после нескольких дней отдыха, нескольких нелёгких, (хочется верить для немногих) праздников, начинаются будни. На Рождество природа принарядила наш город. В белом, как невеста, Константиновка просто неотразима. Согласитесь.
А я о другой красоте хочу с вами поговорить: О благодарности. О чувстве, которое и в Библии почитается одним из самых высоких чувств человеческих. Многим известно, что благодарность проявляется по - разному, если вообще проявляется. Самое простое – человек, принимая в дар помощь ли, средства ли материальные, подарки ли какие-нибудь, произносит слово СПАСИБО.И спрятанный смысл в этом слове, очевидно, всем известен: Спаси вас Бог! Вот как просто и как трогательно, правда?
Надо признать, что с потерей большинства требований социалистической морали, люди(не все!) утратили и чувство благодарности. Да, Библия учит не помнить о собственном благодеянии. Ну и не надо помнить благодетелю о том, что он для людей сделал: защитил кого-то, накормил голодного, обогрел вниманием одинокого…Главное, чтобы облагодетельствованный умел ценить то, что для него делает, часто чужой, человек, не ожидая никаких знаков признательности. Мудрые считают даже, что благодарить должен не берущий, но дающий. Ну да этот уровень культуры общения у нас ещё впереди. Я как-то задавала вопрос: Всегда ли дети благодарят родителей после ужина или обеда? Всегда ли, пусть мысленно, благодарят Бога за хлеб насущный? Ученики благодарят ли любимого учителя за помощь, за любовь к работе, за то, как старательно пытается он, учитель, передать детям и знания, и любовь к книге, и основы общечеловеческой морали?
Когда я слышу уже раздражающее моё аскетическое сердце шаблонное: «Спасибо вам за то, что вы есть»,- начинаю тосковать. Благодарность, на мой взгляд – прежде всего - выражается в поступке. И не надо слов. Поступок откровенен, искренен, честен. Мне поэты нашего литературного объединения, (почти все, выпустившие в свет свои первые книги и дарившие их всем желающим прочесть их стихи) жаловались: Почти никто не выразил благодарность за подарок. Не рассказал о впечатлении, произведённом, или не произведённом, стихами на сердце читательское. Ох, да что уж о молодых, о себе, седой и старой, скажу: Несколько лет назад подарила я свои два томика прозы и стихов неглупому, »жаждавшему» иметь мои книги, человеку. Прошло достаточно много времени. (Лет!)Реакции на подарок никакой. Спрашиваю, смущаясь, стыдясь: Читали хоть что-то из моих книг? Ответ был потрясающе откровенен и…безжалостен: Нет, ничего не читала. Вас очень любит мой сосед, выпросил у меня книги. Говорил о них…
Я отклики на книги свои получала и получаю из многих городов и сёл бывшей нашей общей Родины. Но не из Константиновки. Грустно? Мне очень грустно. Но я-то человек пожилой ,и отсутствие реакции для меня кричащая реакция. А как объяснить молодым, так жаждущим знать, что же думают об их творчестве земляки!
Трудно ли быть благодарным? Для кого-то ,возможно, трудно. А ведь есть и такие, кто считает, что осчастливил дающего, приняв, как должное, дар, пусть самый скромный! А в само слово вслушайтесь: БЛАГОДАРИТЬ! То есть, дарить благо! Другому. Ближнему и дальнему, Господу и МАМЕ, и ОТЦУ! Дарить благо словом …Давайте этому учиться, дорогие константиновцы! Начнем в эти дни, когда рождение Сына Божьего согревает души живые! Очень время подходящее для духовного взросления. Пусть вам сопутствует и в этом успех, понимание и…благодарность. С.Т.
Стихи «Рождественская ночь» родились именно в ночь Рождения Сына Божьего. На улице стреляли, кричали, пели…Праздновали. А в душе прозвучали вот эти, совсем не весёлые, строки:
Рождественская ночь под пьяные салюты
Молитв не дождалась? Под звон колоколов
Мороз сердился и…не становился лютым,
Жалея грешный мир, где мыслящих голов
К рассвету не сыскать : Кто спит, а кто гарцует
На сборищах, где грех, конечно, правит бал…
Рождественская ночь Распятого целует,
О, сколько ж тысяч раз Сын Божий погибал
И гибнет вновь и вновь в сердцах погасшей черни,
Не знающей, зачем родился Иисус…
Грустил последний луч надежды…Так вечерний
Плач колокольный вдруг срывает с бледных уст:
Не знают, что творят.
Прости их, Боже Правый! С.Т.
Берегите друг друга, берегите наш город, как то, что передадим мы детям свои, как бесценное наследство!
ЧТОБЫ ЗНАЛИ И ПОМНИЛИ...
А Р И А Д Н А С Е Р Г Е Е В Н А Э Ф Р О Н
1912-1975
Шестилетней дочери писала Марина Ивановна Цветаева вот эти строки:
Были мы - помни об этом в будущем, верно, лихом!
Я твоим первым поэтом, ты – моим лучшим стихом.
И ещё: Мать с дочерью идём, две странницы,
Чернь чёрная навстречу чванится,
Быть может – вздох от нас останется,
А может – Бог на нас оглянется.
Все, кто общался в годы революции с Мариной Ивановной, в начале двадцатого года, в Москве, хорошо запомнили худенькую длинноногую девочку с огромными глазами необычайной голубизны, смотревшую с недетской серьёзностью и на мир, и на людей.
Очи – два пустынных озера,
Два господних откровения…
Это тоже – Марина Ивановна о своей дочери.
Они везде появлялись вместе – и во Дворце Искусств на литературных вечерах, где читали стихи Бальмонт, Блок, Цветаева, и в Мансуровской студии, и в гостях, и в квартире Бальмонта, который писал: Две эти поэтические души, мать и дочь, более похожие на двух сестёр, являли из себя самое трогательное видение полной отрешённости от действительности и вольной жизни среди грёз,- при условиях, при которых другие только стонут, болеют и умирают…Это были две подвижницы, и, глядя на них, я не раз ощущал вновь в себе силу, которая вот уже погасла совсем…В голодные дни Марина, если у ней было шесть картофелин, приносила мне три».
Надо сказать, что приносила с молчаливого согласия маленькой Али, умевшей уже в семь лет делиться и едой, и тем, что почиталось в те времена богатством настоящим- участием, добротой, »дровами» из стульев и шкафов…И это было в те годы, когда крохотная сестрёнка Ирина, постоянной просила есть, потому что и действительно была голодна. В 1920 году дитя умерло от голода, не дожив до трёх лет.
В доме, где бы ни жили эти любящие друг друга души, прописывались горе, голод, страх за отца и мужа, Сергея Яковлевича Эфрона, который был офицером белой армии и пропал без вести.
Смерть Ирины, чувство вины в сердце Марины Ивановны, тоска по любимой сестре в крохотном ещё сердце Али, будто слили две жизни в одну.
Не знаю,- где ты и где я,
Те ж песни и те же заботы,
Такие с тобой друзья!
Такие с тобой сироты!
И так хорошо нам вдвоём-
Бездомным, бессонным и сирым…
Две птицы: чуть встанем- поём,
Две странницы: кормимся миром…
Аля рано научилась писать, читать, тонко чувствовать, рисовать, сочинять стихи. И, конечно же, часто посвящает их маме, и конечно же, часто её стихотворные опыты – о Марине Ивановне:
Спите, Марина,
Спите ,Морская Богиня,
Ваше лицо будет скрыто в небесных морях.
Юноши будут давать Вам обеты в церквах,
Звери со всех сторон мира
Будут реветь под цыганской звездою любви.
И ещё:
Не в гробе, а в гроте
Уснёте, Морская Богиня,
Море глубоко пророет чертоги для Вас.
А вот стихи «Ваша комната»
Пахнет Родиной и Розой,
Вечным дымом и стихами.
Из тумана сероглазый гений
Грустно в комнату глядит.
Тонкий перст его опущен
На старинный переплёт.
А над изголовьем грозным
Серебром сверкает – Ястреб,
Царь ночей.
»Сероглазый гений»- это папа Али. Эфрон Сергей Яковлевич…Ему посвящён стих «Серёжа». (Напоминаю, пишет ре – бё – но-к! Але семь лет!)
Это сердце скрывает всю грусть,
Трёхугольные брови тоскливы.
Тонкий палец прижатый к губам
Сторожит,- не придёт ли она
С героической розой в губах.
Эта роза растёт в страсти моря,
Глубина этой розы любовь.
В четыре года девочка знала наизусть стихи Шиллера, Жуковского, слушала пение цыганки Вари Паниной. Бальмонт писал об Але, что стихи её - «совершенно изумительные. Припоминаю сейчас одно, которое могло бы быть отмечено среди лучших японских троестрочий:
Корни сплелись
Ветви сплелись –
Лес Любви»
В 1923 году Марина Ивановна включила в свой сборник «Психея», вышедший в Берлине, двадцать стихов Али, озаглавив их »Стихи моей дочери» и отметив, что ей семь лет.
Не только поэтический талант был у дочери Марины Ивановны. В её дневнике, который она вела с раннего, очень раннего, детства, можно и сегодня прочесть (Слава Богу, сохранились, несмотря ни на что) такие характеристики Белого, Вячеслава Иванова, Бориса Полевого! Вполне взрослый анализ жестов, речи, взглядов, понимание того, что скрывает и первое, и второе, и третье…
Пространство газетного листа не даёт возможности подробно проследить творческий и человеческий путь Ариадны Сергеевны. О ней и её надо читать. Восхищаться стойкостью, талантом и верностью дочернему долгу.(Только благодаря Ариадне Сергеевне мир получил возможность читать стихи и прозу, дневники, размышления, переписку Марины Ивановны Цветаевой. Несмотря на чёткость написания букв, почерк Марины Ивановны понимали немногие Ариадна понимала ).
Сергей Яковлевич Эфрон и Аля рвались на Родину. Уехали.
В Париже остались Марина Ивановна и Георгий, сын Марины Ивановны и Сергея Яковлевича, подросток. Эмиграция не могла простить …Марине Ивановне «побег» в советскую Россию Эфрона. Началась абсолютная изоляция поэта. Не печатали, не было приглашений на литературные вечера…Голод. Нищета. Одиночество… »Здесь я не нужна, а в России невозможна»,-кажется, так выразила своё отношение к необходимости последовать за мужем и дочерью Марина Ивановна.
А время страшное в советской России. Аресты, расстрелы, скоропалительные суды, тюрьмы полны «врагов народа», цвет нации ссылается на Север, высылается (вывозится!) за рубеж.
Приезд Марины Ивановны стал для неё началом конца. Сергей Яковлевич расстрелян, семья не знает об этом. Сестра Анастасия в ссылке. Арестовывают Алю, ссылают. Гениальный поэт не находит в Москве жилья, Ей, которая, пела златоглавую столицу, по которой тосковала, которой, как Марина Ивановна говорила : Подарен семьёй Цветаевых Музей, несколько домов и богатейших библиотек, отказывали в работе, значит, в куске хлеба. В публикациях переводов стихов поэтов «братских народов» было спасение. Призрачное. Переводила Марина Ивановна медленно, делая часто из подобия стихов стихи настоящие. Плата за труд была нерегулярной и мизерной.
Конец мучений своих Марина Ивановна увидела в уходе из жизни. Ушла в Елабуге. Сын, после долгих мытарств, после бесчисленных унижений, призывается в штрафбат и гибнет в бою. Аля возвращается ,находит силы жить, так как она знала: Нужно собрать рукописи, »расшифровать», привести в порядок архив. И издать! Не изданное – пристроить в библиотеки, чтобы, когда настанет время, читатели, о которых мечтала Марина Ивановна, получили возможность читать её стихи.
Жизнь – подвиг. Иначе не скажешь. Ариадна Сергеевна сделала так много для всех, в ком души остались живыми, для потомков, то есть, для нас, так безмерно много,что нет слов, чтобы по достоинству можно было оценить сделанное.
2012 год мог бы быть годом дочерней верности, годом, посвящённым одной личности, одной дочери, дочери гениального поэта Марины Ивановны Цветаевой. Не случилось. Как не случается ныне многое, достойное гордости, уважения, стремления подражать.
Найдите, уважаемые читатели, всё, что написано Ариадной Сергеевной! И воспоминания её, и переписку с Пастернаком, с Борисом Полевым, с виднейшими людьми и того времени и нынешнего века, для нас, если мы не превратились (дал Бог) в непомнящих родства, не знающих, кто создавал и лелеял Истинную Литературу, Истинную Нравственность, Истинную красоту, ещё теплющиеся ,хочется верить,в большинстве из нас.
Ответственный за проект: Оратовская Т.В.
Компьютерный дизайн: Бондаренко И.Л.
Редактор: С.Турчина.