Май разгулялся во всю – жара, сухой ветер, мысли о том, каково сейчас людям в поле. А каково растениям! Крестьянские корни сказываются. И не только в отношении погоды.
На встрече в литературной гостиной были 15 человек, да еще те, кто пришел поработать в читальный зал и заслушался. Да еще по долгу службы, находившиеся в зале работники библиотеки. У них был рабочий день, обычно же встреча назначается в так называемый санитарный день. За десятилетия сосуществования с литературным объединением ни одна душа не пренебрегла возможностью скрыться. Шагают обычно мимо, их ничем не остановить, ни талантами, ни интересными диспутами, ни информацией, о которой они и представления не имеют (как правило). На сей раз, кто-то что-то услышал, возможно. Сидели же в читальном зале, где проходила встреча.
Руководитель литературного объединения упрямо продолжает тему: Талант и труд на примере гениев славянской культуры. Жуковский, Батюшков, Пушкин, Гоголь, Шевченко…Речь шла об их ответственности за каждое слово, адресованное читателям. О том еще, что правка «шедевров», которой часто приходится заниматься руководителю объединения в ситуациях, когда в так называемом стихе ни рифмы, ни мысли, ни знания грамматики о себе знать не дают. Так вот, руководитель говорила о том, что это –бездарная трата времени, личного, не восполняемая ничем трата. Члены литературного объединения, кажется, как большинство населения этого города, не знают чувства благодарности. Не верят в то, что процесс обучения стихотворному мастерству – дело всей жизни. И если не учителя, то советчики нужны, тем более, что никак ведь не заставишь читать классику и не только ее.
А гении правили друг друга. Да и не только гении. Кого только не исправляли корифеи Некрасов, Короленко, Салтыков–Щедрин! И даже Панаевы!
Никому из них эта работа не была по душе, это ж понятно. Но если произведение намечалось к печати, то автору приходилось принимать, часто возмущаясь, но соглашаясь, на все, что привносилось рецензентом или цензурой в тексты.
Вот об этом и говорила С.Турчина. Потом предложила угадать авторство того или иного стиха. Чтобы показать, как неразличимы физиономии произведений, как мало разнится уровень владения языком. Мало кто узнавал правильно автора. Себя, конечно, узнавали. Справедливости ради стоит отметить, что С.Турчина не судит, но слушает чутко, потому замечаний не мало.
Потом были стихи. Пришла Виолетта - будущий парикмахер-стилист. Стихи умные. Интересные. Но их надо читать, держа в руках тексты, т. к. срывы в размере строк, в ритме, чувствовались, но не убивали доброе впечатление. К счастью.
Н.Штанько, О.Мастепанова, В.Хрипунова…Можно радоваться, что пишут первые двое хорошо. Девочка же, Валерия, ей 11 лет, увлеклась верой в безоговорочный успех всего, что пишет, и ее длиннющие стихи только назывались стихами. Набор слов. Жаль, но безграмотность потрясающая. Интересно, что делает учитель в ее классе, дитя ведь талантливо, а о языке знает минимум. Не спрашивают? Не контролируют? Не интересно учителю, что с девочкой будет завтра, если год не добавил и грана знаний литературы и языка, причем и в украинском, и в русском языке ориентируется человек плохо, одинаково плохо.
С.Турчина прочла несколько коротких стихов, «подвела итог встречи», дала поэтическое задание и отпустила «незримую гордость города». А на душе у руководителя было неспокойно. Но…это тема для иного разговора с вами, читатели!